четверг, 10 сентября 2009
Почему-то именно Грин, его творчество возвращает меня к мысли, а не придумываем ли мы себе жизнь, когда пишем? Не выдумываем ли сказочные города за далекими морями, чтобы сбежать туда? И не делаем ли мы этого, когда читаем книги? Но есть здесь и противоречие, потому что в хорошей книги мы неизменно наталкиваемся на себя. На вопросы, ответы, проблемы, выходы и безвыходности, поэтому хорошие книги могут становиться настольными, а могут с ненавистью закидываться на дальнюю полку именно потому, что они оказались достаточно хорошими, чтобы мы увидели в них свои страхи и свою безысходность.
Раз я все равно начала тему об Александре Грине, давно хотела собрать впечатления от экранизаций его романов и рассказов. Бегущая по волнам (1967)
«Бегущая по волнам» (1967, режиссер: Павел Любимов)
Это неторопливый фильм, словно происходящие бредет по мокрому песку, удерживающему каждый шаг, растягивая обычно быстрые движения. Под стать темпу и главный герой - Гарвей, кажущейся лишь фоном для того, что должно случится. И только приноровившись к новому темпу, начинаешь понимать, что Гарвей неотъемлем от происходящего, и сливается с сюжетом в нечто единое.
Для меня это очень гриновский фильм. В каком смысле? Здесь недостаточно надеть очки и с умным видом пояснить, что причина… Причина в вашем отношении к писателю. Мне Александр Грин через призму его книг, всегда казался человеком стремившемся прикоснутся к мечте, как его Фрейзи Гранд бегущая за мечтой по волнам. Но не к мечте как к чему-то расплывчатому и неосязаемому, а к мечте самой по себе, как к явлению. Вот и этот фильм о людях относящихся к мечте как к вещи реальной.
Они тоже стремятся ее коснуться, выходят из поезда в неизвестном городе, устремляются следом за незнакомой девушкой, придумывают жизнь и самих себя, так и получаются такие похожие и разные герои как Гарвей и Гез.
Гарвей, чуть приблудившейся в себе и малость заплутавший в трех девушках. И Гез, самый яркий герой в канве фильма и на уже упомянутом выше фоне главного героя.
Гез Ролана Быкова идеально подпадает под описание, данное ему Гарвеем, – «врагу можно простить все, но другу…» Капитан Гез встретившийся на пути Гарвея действительно такой человек – друг и враг, ни плохой, ни хороший и даже не единый в этих двух ипостасях. Гез, человек которого понимаешь и эта самая сильная эмоция вызываемая им, потому что, поняв, ты уже не можешь его не полюбить, не возненавидеть. Он такой, какой есть, капитан «Бегущей по волнам», мечтатель выдумывающей себе жизнь и обмякшая после выстрела тряпичная кукла. Так как Гез не умирают герои, например героические капитаны, так умирают замечтавшиеся люди. И мысль убить мечту в фильме материальна. Не вытравить из мечтателей то самое, зовущие их несбыточное, а убить. Выстрелом, как Геза. Или уничтожить мечту, как разрушить памятник Фрейзи Грант.
Самый яркий образ убитой мечты.

Если все таинственное находит простое объяснение, то стать простому тайной помогает особое место. Выдуманные Грином города, обретшие пейзаж, состоящий из моря и камней. Тот самый, что так притягивает в «Гамлете» Козинцева - пейзаж для размышлений. Опасность, принимающая форму карнавального города, сумасбродного, полного чудаков и недоброго, ведь это заблуждение, что карнавалы празднично-веселы и только.
И горьковато-кофейный привкус болезни роста. Если во всех экранизациях «Алых парусов», детям разрешают верить в мечту, более того не отговаривают создавать ее своим руками, то «В бегущий по волнам» взрослые шепотом, но признают свое бессилие - к мечте нельзя пристать…
… но не у Грина. Просто надо видеть то, что отказываются видеть остальные, то что дано всем, как блистающий остров, светящий Фрейзи Грант.
В фильме за этот последний миг чуда отвечает музыка, но об этом чуть позже.
П.С. Так совпало, что Биче Сениэль это единственная роль, в которой мне нравится Маргарита Терехова. Может потому что она здесь молода и ей еще не свойственно перебирать со срывающемся голосом и заламыванием рук от чего ее Фрейзи и Биче настоящие.
Еще один яркий образ из фильма, запавший в память с самого детства - стулья с спасательными кругами вместо спинок.

Музыка к фильму:
Музыка: Ян Фридман
Песни: Александр Галич (к слову, он и сценарий к фильму писал)
narod.ru/disk/12981226000/Begushaya.po.volnam-0...
narod.ru/disk/12981254000/Begushaya.po.volnam-0...
История Фрейзи Грант, и рассказанная и спетая.
narod.ru/disk/12981299000/Begushaya.po.volnam-0...
narod.ru/disk/12981344000/Begushaya.po.volnam-0...
Финал - «тема чуда». Это всегда особенная музыка, вспомните «Сказку странствий» с обрушивающейся на вас в конце музыкальной волной надежды. Здесь нечто похожие, не столь сильное, но похожее.
narod.ru/disk/12981363000/Begushaya.po.volnam-0...
Update: порылась в интернете, почитала что говорят другие об этой экранизации и вот что любопытно, по-видимому все кто отписывался о фильме считают что он не дотягивает до Грина, что не вместил всей вещи (эх, кино никогда не вместить любимой книги целиком) если не считать Геза, ну наверное так оно и есть, потому что до Грина не дотянуться, как до романтики детства ))). Фильму никогда не поспорить с любимыми книгами, потому что наше воображение лучше любого режиссера.
@темы:
кино,
книги,
мысли,
Александр Грин
Боюсь сейчас перечитывать Грина, не хочу понимать скрытые тогда смыслы, всякие там -измы, все уплощающие (возможно). Алые паруса в этом смысле более безопасны, т.к. все и так компактно и ясно (и такое ощущение, что текст знаю практически наизусть)).
"Бегущую по волнам" еле прочитала...
подозреваю, что нужно сделать это еще раз...
ты так красиво пишешь, что я захотела посмотреть фильм
Как-то так же получилось с "Бегущей".
Фильм после описания да, посмотреть захотелось
Я думаю, что это такой круговорот...
В котором лучше не копаться для сохранности остатков головного мозга ))))\
Я какая-то странная.
"Бегущую по волнам" еле прочитала...
подозреваю, что нужно сделать это еще раз...
Почему странная? Может быть Грин не твой писатель. Такое бывает. Просто не твоя тональность. Попробуй как-нибудь под настроение потом, возможно да, а может быть и нет, в любом случае это ничего странного и неправильного в этом нет, это нормально )
ты так красиво пишешь, что я захотела посмотреть фильм
Дружелюбное приведении, вы меня смущаете
Пардон, оффтоп )))
Этот фильм очень редко показывали, наверное, потому что – Галич. Сейчас вот с опаской поглядываю на новую экранизацию, может быть сегодня посмотрю и отпишусь, но прежде чем браться за новую хотела вспомнить старую. Я вообще в этом плане чокнутая, люблю собирать все по «темам», так у меня появились два диска Грина - фильмы по мотивам его книг и собственно о нем. Собрала их год назад, когда разорилась в магазине на шикарное новое издание, почти собрание сочинений и запоем перечитала все. Странно, но с детства как будто ничего кардинально не изменилась, разве что какие-то вещи, которые раньше проскакивались, как само собой разумеющееся теперь задерживают взгляд дольше и требуют о себе подумать.
VeleroGabri
а потом прочитала книжку и обнаружила, что Грин очень-очень подавлен, а его искрящееся и рвение к мечте - от острого отчаяния, а не от знания.
Не готова сказать – да, но может быть. Есть такое научное направление, к сожалению, забыла, как оно называется, в котором изучают творчество писателя исключительно в контексте его жизни. И если посмотреть, таким образом, на «Блистающий мир» то ты окажешься права, возможно, в нем было отчаянье. Но мне кажется, что осязаемость эмоциям и мыслям находящемся в книге придаем мы сами, отсюда и столь разные взгляды на творчество одних и тех же авторов. И быть может, потому что я не начинала читать Грина с «Блистающего мира» и тогда когда читала его впервые понятия не имела о том, как он прожил свою жизнь, для меня Грин - бегущий за мечтой. Я согласна, что он писал не зная точно, но для меня он скорее находился в поиске, нежели отчаялся.
Впрочем, я считаю, что увиденный тобой Грин не менее реальный, чем мой.
То что гонится за мечтой - да, но это как гнаться за мечтой, которая тебе недоступна, которая не существует в мире, причем у Грина именно в "Блистающем мире" (в "Бегущей" этого как раз тогда не нашла) это как погоня за недоступной собственной мечтой - а не мечтой абстрактной.
Получилась! Комментарий добавился!
вот, кстати, я тоже хотела порадоваться!
В котором лучше не копаться для сохранности остатков головного мозга ))))
Да, наверное)))
Почему странная? Может быть Грин не твой писатель. Такое бывает. Просто не твоя тональность. Попробуй как-нибудь под настроение потом, возможно да, а может быть и нет, в любом случае это ничего странного и неправильного в этом нет, это нормально )
Вообще, ты права. Чего это я? Вкусы, пристрастия и мнения у всех разные, а я себя странной обзываю, тю
Но все равно попробую как-нибудь перечитать-почитать Грина...
Дружелюбное приведении, вы меня смущаете
*летает вокруг* ну что вы, не стоит!