Не представляю дня, когда сама идея «Ревизора» перестанет быть актуальна. Сколько лет не проходит, а в каждом персонаже можно кого-то узнать или хотя бы не сомневаться что вот такой вполне реально где-то существует и скорее всего совсем недалеко.
читать дальшеЛюди, которые попадаются ни потому что глупы, а потому что в обман им поверить намного легче чем в правду. Идеально спевшейся хор под управлением городничего, в котором меня особенно поразил Жандарм. Его полусогнутая фигура на заднем плане, словно ему неуютно со своим ростом, неловко быть выше начальства. Он почти не говорит (это чуть ли не диагноз героев Евгения Сергеева), но совестливо трудится, пытаясь уловить каждое слово, подержать каждое решение вовремя кивнуть, согласиться. Он само подобострастия.
И вот за грехи, которые были не такие уж и тяжкие к ним едет Ревизор.
Хлестаков, который так искренне несчастен, все его обижают, прям таки судьба индейка (не к голодному Горшкову, обводящему зал пугающе-плотоядным взглядом будет сказано) сама обидела, демонстрирует невероятный аттракцион, хождения по тонкому льду. Сначала после каждого шага так и тянет перекреститься, цел остался и то счастье, но чем дальше, тем легче скользить и скорость набирается несусветная. Он не верил в придуманное, а придумывал и начинал в это верить, причем верить самозабвенно. Такая чудная игра, что ей осталось совсем немного до правды, но вот снова тонкий лед, затянуло, надо же, как заврался. Шаг назад, выкрутился и снова по кругу – да, чуть-чуть приврал, но остальное, ведь чистая права! Только правда не простая, столько в ней личных амбиций, мечтаний, это не мелкое мошенничество, это большая не прожитая жизнь. Которую никогда бы так не прожил, но в то мгновение фантазии становились реальностью, ни столько для всех вокруг, сколько для него самого.
И как похмелье после безумного опьянения собой признательность за радушный прием сменяется призрением к людям готовым пресмыкаться перед ним выдуманным и своими настоящими страхами.
Не совестно, не страшно просить в займы, зная, что не отдашь, предприимчивые люди всегда умели создавать деньги из ничего, словно бумажки появляющиеся из воздуха конечно не по волшебству, но с ловкостью неуловимой глазу, в руках Олега Леушина, писать другу, чтобы протащил это все через газету, ухлестывать за дочерью и женой городничего… А безнаказанность происходящего допускает все и все идет в ход. Кто сказал, что женщины любят ушами? Тут слова отходят на второй план, Хлестаков сплошное действие и только диву даешь что есть женщины в русских селеньях не сдающие своих позиции и отдвигающиеся подальше )) Что иногда к счастью…
Анна Андреевна, мужняя жена, чувствуется, что за всем образом городничего стоит она и ее амбиции, ум и парода. Они создают ощущение прекрасной пары составившей друг другу своеобразное счастье и появление Хлестаков отнюдь не нарушает эту идиллию. Да Анне Андреевне приятна пылкость проявленная к ней, но она не выводит ее из равновесия как всех вокруг. Муж это муж, он никуда не денется, а возраст требует немного романтики, чтобы глаза блестели и Хлестаков как раз такая вот романтичка, не приведи господи взялась бы она за него всерьез, он бы и до лошадей не добрался )) (от избытка чувств в жарких объятиях пуговицы засыпали сцену))
Получился бы генерал из Антон Антоновича еще вопрос, но из Анны Андреевны вышла бы чудная генеральша. Хотя и в муже ее есть то, что сегодня ценится, как никогда и будет цениться всегда...
«Если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум», - произносит городничий (вот когда Валерий Афанасьев, наконец, включился в спектакль по-настоящему). Только разум покинул его сейчас или был близок к тому, чтобы покинуть, а обхаживая Хлестакова он был более чем в своем уме. Казалось бы мир для него рухнул, но (появляется Сергеев в костюме супермена, простите но на это моменте я заржала )) вот сообщают что некий столичный чиновник требует его к себе и руки не опускаются, а подымаются чтобы поправить галстук и все по новой, замкнутый круг.
Мне не с чем сравнивать замену, но Добчинский (Виктор Борисов) и Бобчинский (Михаил Докин) составили прекрасный тандем. Простоватые люди с их земными проблемами и со своим смыслом жизни.
«Да если этак и государю придется, то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский.» само величие этой просьбы у маленького человека, Бобчинского прошибает слезу. Почему-то совсем не смешно, а напротив трогательно, до тех же слез.